Главная » Успех и личностный рост

Современная стилистика текста

современная стилистикаНачать писать качественные тексты может каждый, было бы желание, и достаточное упорство в достижении этой цели. Мы уже разбирались с позиционированием текста, давайте теперь рассмотрим еще одну важную составляющую, которую необходимо знать для развития писательского умения.

Перед тем, как начать писать что-либо, нужно четко осознать, каким стилем Вы будете это делать.

Современная стилистика текста имеет два раздела: лексический и функциональный.

Лексическая стилистика рассматривает значения слов, их сочетаемость друг с другом, синонимы и антонимы, методы постоения фраз, способность языка описывать определенные действия, наши мысли и чувства.

Функциональная стилистика рассматривает зависимость стилей текста от его целей и задач. Классически стили текста делятся на четыре книжных и один разговорный. Книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический, и художественный. Книжные стили отличаются от разговорного тем, что разговорный стиль более спонтанный, и менее подверженный правилам. При этом книжные обороты в разговорной речи, как правило, не используются.

современная стилистика текстаВпрочем, в современной стилистике это разделение приобретает все более условный характер. Например, в Интернете книжный стиль в чистом виде, как правило, не используется. Чтение с экрана более трудоемко, чем чтение с бумажного носителя, и, следовательно, книжный стиль более тяжело воспринимается.

В основном, используется следующее правило: один текст — один стиль, хотя бывают и исключения из этого правила.

В любом случае, при написании текста следует четко понимать, в каком стиле Вы работаете, и какой стиль наиболее подходит Вашим целям, и Вашей аудитории.

Разговорный стиль

Стиль нашего общения, используется и в письме. В Интернете, в статьях на блогах, преобладает именно разговорный стиль.

Особенности разговорного стиля — отсутствие четких правил и структуры построения, спонтанность, эмоциональность. Также в разговорном стиле употребляются так называемые спросторечные слова, например: библиотекарша, обменник, пятиэтажка. В большом количестве применяются суффиксы, для придания словам эмоциональной окраски: котик, дурачина, свинтус. Чаще добавляются союзы, местоимения, междометия, так называемые слова-паразиты, для придания той же эмоциональности, например: «этот вот который».

Преобладают простые предложения. Также иногда присутствует недосказанность, которая расшифровывается по контексту: «- Кофе?» «- Два с сахаром».

Научный стиль

Еще его называют академическим стилем текста. Используется для сообщения научных результатов, обучения и популяризации науки. Соответственно разделяется на собственно научный, научно-учебный, и научно-популярный.

Для научного стиля характерны: точность изложения, логичность, правильность использования терминов, структурность, и за исключением научно-популярного стиля, эмоциональная нейтральность.


Как правило, для любого научного текста характерна следующая структура построения:

  • введение (выдвигатся тезисы);
  • основная часть (описывается значения тезиса, приводятся аргументы «за» и «против»);
  • заключение (обобщение результатов, описание дальнейших направлений в исследовании).

Научный стиль подразумевает разбитие текста по принципу: одна мысль — один абзац. Используются термины и понятия, специфические для того, или иного раздела науки. Также широко используются длинные, состоящие из сложноподчиненных предложений, фразы. Применяются обороты, подчеркивающие логическую связь: «следовательно», «поэтому», «таким образом».

Официально-деловой стиль

Стиль документов. Основные функции этого стиля — сообщения и указания. Разделяется на законодательный, юрисдикционный и административный. В официально-деловом стиле широко используются заранее заготовленные текстовые штампы. При упоминании людей называют их должности. Часто используются повелительные наклонения.

Преобладают существительные, соединенные в длинные цепочки, что-то вроде: «считают необходимым заявить о недопустимости использования полученных результатов в качестве основания для запуска данного проекта».

Публицистический стиль

Связан с общественно-политической сферой, является стилем средств массовой информации. Основные функции этого стиля: информирование и воздействие.

Разделяется на: газетно-публицистический, агитационный, официальный политико-идеологический, массово-политический.

Отличается простой построения фраз, оценочностью и эмоциональностью. Используются выразительные средства для того, чтобы привлечь внимание, заинтересовать, пробудить эмоции.

Художественный стиль

стилистика текстаСтиль художественной литературы. Отличается высокой эмоциональностью и выразительностью. Большое значение в художественном стиле имеют не только сами слова, и их сочетания, но и стилистика текста. Активно используются различные стили, и их сочетания. Поскольку художественная литература очень разнообразна, выделить какие-то общие черты практически невозможно.

В следующей статье речь пойдет о логичности, плане и структуре текста.


Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:
    Подписаться на блог: Дорога к Бизнесу за Компьютером

Вам понравилась статья? Поделитесь, буду весьма признателен:


Также приглашаю добавиться в друзья в социальных сетях:

<< Предыдущая статья Следующая статья >>
Проголосуйте и поделитесь с друзьями анонсом статьи на Facebook:  

9 комментариев »

  • Надежда пишет:

    Cтилистика текста, это очевидно не для меня, потому что я пишу по настроению.

  • Ольга пишет:

    Верно начать писать может каждый, только нужно желание и упорство.

  • Таисия пишет:

    Читала и анализировала, какой же у меня текст получается... Наверное, разговорный и публицистический. Самое главное, чтобы было интересно читать этот самый текст.

  • Наталья пишет:

    А есть какие-нибудь рекомендации, какой стиль наиболее предпочтителен для ведения блога? Или у каждого это индивидуально?

  • Александр Ризун (автор) пишет:

    Для блогов больше всего подходят разговорный и публицистический стили.

  • Александр пишет:

    Не случайно в современном интернете чаще всего встречается разговорный стиль написания текстов — это самая простая стилистика. В других стилях надо иметь опыт, а вот болтать у нас практически все умеют ;)

  • Ирина Широкова пишет:

    Когда я начала писать статьи для своего сайта, то первые, конечно, были довольно неуверенные и в последствии немного переделывались.Но неожиданно для себя я поняла,что мне нравится это занятие. Стиль написания приходит сам собой, в зависимости от темы статьи. Но без разбавления длинного текста легкими и разговорными фразами не обхожусь.Скорее всего у меня какой-то смешанный стиль написания, тот, который мне самой интересен. Даже если необходимо донести до читателя конкретные факты, я стараюсь делать это в удобоваримой манере, не утомляя своих посетителей.)

  • Ольга пишет:

    Я свои статьи пишу по настроению,судя по отзывам, мне кажется, что у меня получается.

  • Anna пишет:

    Я думаю, что писать можно любым стилем, лишь бы нравилось читателям...Но всё-таки преобладает разговорный и публицистический стили...Писать статьи — это очень даже не простое дело, если вы хотите добиться результата...как и во всём, нужно приложить старания...С уважением, Анна.

Оставьте свой комментарий и ответный визит Вам обеспечен